8-920-086-10-83
veda.montessorel@yandex.ru

Россия, г. Орел, ул. Привокзальная, д. 28
Мы  ВКонтакте Мы ВКонтакте

схема проезда
Главная  / Школа Монтессори / Полезная информация / Помощь в формировании навыка чтения у ребёнка

30.08.19

Помощь в формировании навыка чтения у ребёнка

Необходимость овладения детьми навыком чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому родителю. Как же помочь детям?

Для решения этой задачи проводим работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Чтение блоков.

Отработка дикции.

Развитие оперативной памяти.

Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются в столбик или ряд. Различные варианты расположения способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блока производится с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем

ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!

Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр

ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за

ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

не ни но ну по ра ре си су та те

то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша!

щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…

ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!

га-га-га! да-да-да! эй-эй!

Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

ага бай сам шар пах

аут баз бык бэр вон

выя дар дом бей ели

ему Зея сею уже зал

ива тик хил зим лиф

тих бия кар лих люк

ляп миф мул мыс мэр

нас нет нищ нот гну

бой лом сон ост лот

мох бош пол Юра рек

оси суп эта тел тот

эту тыл тюз ума муж

кум рус дух Уфа Уфу

уха ухе чек чуб шаг

щит эхо юга тюз юму

дюн яды яку мял яма

Аа-ага-яга-яма-ява-Яна

Ад-сад-суд-сед-дед-бед

Ай-бай-рай-лай-лей-лес

Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус

Во-вон-вот-воз-вол-эол

Га-газ-гаи-уаз-азы-азу

До-дом-дон-док-око-мод

Ем-ему-тем-там-том-сом

Же-уже-ежу-еду-ежи-жив

За-зал-зав-зам-зад-зуд

Им-зим-ими-иди-или-ила

КА-кар-жар-жир-жор-гор Ли-лих-тих-тех-мех-мох

Му-мул-нул-луг-луч-куч

На-нас-сан-сап-нес-сел

Ос-ост-сто-дос-дом-ома

По-пол-пал-мал-дал-жал

Ре-рек-век-вак-ваз-воз

Су-суп-сук-сок-ток-так

То-тут-тот-аут-кут-кум

Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж

Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил

Ха-уха-хам-рам-Рим-ран

Че-чек-кэч-кож-жек-жук

Фразы для чтения:

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

влип враз врач вред все втуз

где глуп граф грач грех гриф

джаз дни дней дров друг ждал

жрец звон злой знак зной клев

Фразы для чтения:

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

вверх взмах взнос взмыл вклад

гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

монстр перст пестр пункт склад

смысл спорт столб страж треск

Чтение двуслоговых слов.

аббат бедных браво велю

абсурд без фар брикет венки

аган белый бронза верни

ажур бизон бронхит верхи

Фразы для чтения:

Жнец ждал.

Я вверх вез хлеб.

Учись читать правильно.

Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

При чтении будь внимателен к каждому слову.

Старайся понять, о чем читаешь.

Читай ежедневно вслух и “про себя”.

Упражнения развития четкости произношения.

Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

И т. п.

Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.

Книга в суме/ - в пути тягость,

Книга в уме/ - в пути облегчение.

Испокон века/ - книга красит человека.

Читай правильно диалог.

- Собака,/ что делаешь?

- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Покажи повышение и понижение голоса.

- Что ж ты, Еж, такой колючий? ^

- Это я на всякий случай. v

Знаешь, кто мои соседи? ^

Лисы, волки и медведи. v

Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.

Сыворотка из-под простокваши.

Добрый разум не наживешь сразу.

Проверка зрительной памяти.

Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы.

Проверка результата:

7 элементов – средний уровень,

12 - хорошая зрительная память,

Список использованной литературы:

  1. Популярная психология для родителей “Если ребенок не любит читать”; М. Кравцова, М.: “Эксмо”, 2003.

2. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: “Просвещение”, 1991.

3. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998.

4. Читать меньше, чтобы читать больше; И. Куликова, газета “Начальная школа” (еженедельное приложение к газете “1 сентября”), №21, 1995.

Желаем Вам успехов!

< К списку статей
Наверх