8-920-086-10-83
veda.montessorel@yandex.ru

Россия, г. Орел, ул. Привокзальная, д. 28
Мы  ВКонтакте Мы ВКонтакте

схема проезда
Главная  / Школа Монтессори / Полезная информация / Адекватная самооценка ребёнка

09.09.19

Адекватная самооценка ребёнка

-Нередко родители задаются вопросом, как повысить самооценку ребёнку. Сначала нам важно понять, что такое самооценка, какой она бывает и как формируется самооценка детей.

Самооценка – это ценность, значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. При этом ценность себя и результатов своей деятельности далеко не всегда отражает реальность. Так, красивый человек может считать себя уродливым (заниженная самооценка своей внешности), а не имеющий, например, музыкальных способностей может считать себя одарённым.

Как же формируется самооценка ребёнка?

Существует несколько механизмов получения знаний о себе. Это усвоение мнений окружающих (для ребёнка в первую очередь – родителей), сравнение себя с другими людьми, оценка своих результатов и достижений. Получается, что самооценка ребёнка во многом зависит от других людей.

Важно, что положительная (адекватная) самооценка формируется не в том случае, когда ребёнок оценивает себя положительно по сравнению с другими людьми («Я – хороший, ты – плохой»), а когда ребёнок положительно оценивает и себя, и других детей.

О любви и безусловном принятии

-Остановимся на ошибках, которые родители могут допускать, стремясь повысить самооценку ребёнку. Если родитель сравнивает ребёнка с другими детьми, он обязательно акцентирует внимание на том, что кто-то из детей в чём-то лучше, а другой – хуже. Если мама, стремясь повысить самооценку дочери, регулярно говорит: «Ты поешь гораздо лучше Тани. Ты красивее всех девочек на свете. Ты лучше всех рисуешь», то таким образом формирование самооценки ребёнка происходит за счёт принижения других детей (посыл: «Ты – хороший, он – плохой»). Таким образом самооценка ребёнка становится уязвимой, и удерживать её получается только за счёт принижения других в собственных глазах. Бывает и обратный вариант. Родитель хочет, чтобы ребёнок становился лучше, и сравнивает его со всеми, но сравнение всегда не в пользу ребёнка: «Валя лучше тебя катается на велосипеде, Игорь лучше танцует» (посыл: «Ты – плохой, он – хороший»). В этом случае ребёнок переживает себя как неудачника, его самооценка падает. В этом случае остаётся незамеченным, что ребёнок при этом неплохо рисует, он добрый и отзывчивый. Положительные качества ребёнка как будто не замечаются родителями.

«Хороший» или «плохой»: оценки со стороны

-Понятно, что нельзя делать, но как же способствовать формированию адекватной самооценки, как повысить самооценку ребёнка, если она занижена? Важно положительно оценивать ребёнка в целом, целенаправленно не сравнивая при этом его с другими детьми (посыл: «Ты – хороший, он – хороший, вы – разные»). Это не значит, что нужно постоянно хвалить ребёнка. Это тоже вредно. Но важно замечать успехи ребёнка, замечать, что он старается, отмечать, чего ребёнок достиг. В нужный момент приободрить, подсказать, утешить. Нужно просто быть внимательным и чувствительным к своему ребёнку. Важно помнить, что основное условие принятия себя, а, значит, и положительной самооценки – принятие ребёнка самыми близкими людьми, родными. Если вы принимаете и любите ребёнка с его достоинствами и недостатками, то и он сам будет принимать себя.

✔ «Как принимать?», – спросите вы? Что это значит? Это значит, что ребёнок обладает большим количеством достоинств, многие из которых вы считаете чем-то обыденным. Так, родители могут не замечать, что ребёнок всегда чистит зубы по утрам или сам собирает портфель. Попробуйте составить список положительных качеств, умений и навыков ребёнка, и вы увидите, что ему и вам есть чем гордиться. Не забывайте замечать то хорошее, что есть в ребёнке. Это залог его адекватной самооценки.

< К списку статей
Наверх